РИМСКИЙ-КОРСАКОВ Николай Андреевич (1844-1908), русский композитор, дирижер, музыкально-общественный деятель. Член «Могучей кучки». Живописно-изобразительный характер музыки, особой чистоты лирика присущи произведениям, связанным с миром сказки, с поэзией русской природы, картинами народного быта; немаловажна роль и образов Востока. Римский-Корсаков — мастер инструментовки, новатор гармонии.

15 опер (эпические, сказочные, историко-бытовые), в том числе: «Псковитянка» (1872),

«Майская ночь» (1879),

«Снегурочка» (1881),

«Садко» (1896),

«Царская невеста» (1898),

«Кащей бессмертный» (1902),

«Сказание о невидимом граде Китеже...» (1904),

«Золотой петушок» (1907);

«Испанское каприччио» (1887),

«Шехеразада» (1888)

 и другие сочинения для оркестра, романсы, обработки русских народных песен.

 

Завершил ряд произведений М. П. Мусоргского, А. П. Бородина, А. С. Даргомыжского. Профессор Петербургской консерватории (с 1871), директор Бесплатной музыкальной школы, руководитель Беляевского кружка. Глава композиторской школы.

 

Музей-заповедник имени великого

 русского композитора Н.А.Римского-Корсакова состоит из двух соседних усадеб Любенск и Вечаша. Они находятся в северной части Псковской области на расстоянии 100 км от Пскова, 190 км от С.-Петербурга и 50 км от города Луги по шоссе Петербург-Киев. Музей создан в этом краю с чудесной природой не случайно. Ведь любовь к природе, преклонение перед ней Николай Андреевич пронес через всю свою жизнь. Она дарила ему вдохновение, в ее окруженииему работалось особенно легко.

 

Николай Андреевич родился и вырос в Тихвине, на краю этого небольшого провинциального города, возле реки, близ полей и лесов. Там его мать, Софья Васильевна, научила маленького Нику любить и почитать природу.

Много ярких образов природы, особенно картин моря, осталось в его памяти со времени заграничного плавания на клипере "Алмаз", совершенного им в 1862 - 1865 годах после того, как он окончил петербургский Морской кадетский корпус (родители считали, что он должен стать моряком). За время этого долгого плавания он повидал суровые северные моря и тропический океан, чарующее звездное небо южного полушария и экзотическую растительность Бразилии, испытал океанские штормы и штили.

 

В последствии все это, наряду с картинами северной российской природы, служило композитору источником вдохновения. Широко известно, с каким мастерством Римский-Корсаков живописал средствами музыки разные явления природы. Красочные музыкальные картины морской стихии есть в его операх "Садко", "Сказка о царе Салтане", в сюите для симфонического оркестра "Шехеразада" и в некоторых романсах; образы леса с его звуками - в операх "Псковитянка", "Снегурочка", "Сказание о невидимом граде Китеже"; воздушного пространства со звездным небом - в опере "Ночь перед Рождеством"; многим знакома музыкальная картинка "Полет шмеля", включенная в оперу "Сказка о царе Салтане". В 1880 году Римские-Корсаковы сняли на лето дачу в усадьбе Стелево неподалеку от города Луги. О проведенном там времени Николай Андреевич писал:

"Первый раз в жизни мне довелось провести лето в настоящей русской деревне. Здесь все мне нравилось, все восхищало. Красивое местоположение прелестные рощи (…), огромный лес "Волчинец", поля ржи, гречихи, овса, льна и даже пшеницы, множество разбросанных деревень, маленькая речка, где мы купались, близость большого озера Врево, бездорожье, запустение, исконные русские названия деревень как, например, Канезерье, Подберезье, Копытец, (…) - все приводило меня в восторг".

В полюбившемся ему Лужском краю Николай Андреевич провел 16 летних сезонов, и особенно мила его сердцу стала усадьба С.М. Огаревой Вечаша. В давние времена эта усадьба принадлежала Дмитрию Васильевичу Татищеву, получившему ее в 1785 году в дар от Екатерины II. Затем Вечаша перешла к действительному статскому советнику Петру Ильичу Юркевичу. В самом начале 1890-х годов ее купил на имя жены, Софьи Михайловны, полковник Ф. А. Огарев, видимо дальний родственник известного поэта и публициста Н.П. Огарева.

Из всей усадебной земли в 35 гектар более половины занимал огромный старинный живописный парк, раскинувшийся по берегу поэтичного озера Песно. Его несколько запущенные тенистые аллеи с вековыми деревьями и пышными кустами белых и алых роз между ними; солнечные лужайки парка и широкий простор озера, окаймленного прибрежными камышами; скромные деревянные усадебные строения; тишина и безлюдье - были по душе Николаю Андреевичу. Это располагало к творчеству и к отдыху от городской суеты. Там, в "милой Вечаше", на протяжении 1894 - 1905 годов, Римский-Корсаков проводил лето и работал над своими произведениями.

Лето 1907 года, проведенное Николаем Андреевичем в Любенске, ознаменовалось необычайно интенсивным сочинением "Золотого петушка". Это был последний, блестящий всплеск его гения. Работа шла лихорадочно быстро, как будто он боялся не успеть ее закончить. Видимо предчувствие приближающегося собственного конца (здоровье его было подорвано напряженным на протяжении долгих лет трудом и непомерным курением) заставляло его спешить.Оперу свою он тогда в Любенске досочинил, но своей усадьбой, на которую осенью того же года была совершена купчая, долго пользоваться ему не пришлось. Переехав туда следующей весной после тяжелого приступа сердечной астмы, Николай Андреевич, несмотря на чудный воздух и полный покой, от болезни так и не оправился. В ночь на 8/21 июня 1908 года там, в Любенске, он и скончался. Через два дня прах Николая Андреевича был перевезен в Петербург и, после отпевания в церкви Петербургской консерватории, профессором которой он был 37 лет, предан земле на Новодевичьем кладбище. В 1936 году все захоронение с прахом композитора и его жены, Надежды Николаевны, и надгробным памятником, сделанным по эскизу Н.К. Рериха, было перенесено в Некрополь Деятелей Искусств, созданный в Александро-Невской лавре.

Обе усадьбы - Любенск и Вечаша, где жил и творил Н. А. Римский - Корсаков, а Любенск еще и освященный кончиной этого великого музыканта, стали значительными памятниками культуры России, местом дорогим сердцу каждого русского человека.

Самый же большой урон был нанесен Любенску в конце войны 1941-1944 годов, когда при уходе немецких войск из этих мест все усадебные здания были сожжены. В усадьбе уцелели лишь каменная конюшня и, к счастью, фундаменты почти всех деревянных строений.
Решение Министерства культуры Российской Федерации создать единый Музей-заповедник на территориях Любенска и Вечаши появилось более 30 лет тому назад (апрель,1967). Вскоре взялись за реставрацию парка Вечаши. Восстановлением же Любенска занялись лишь с 1980 года, когда начались общие по Музею-заповеднику проектно-восстановительные работы, и на протяжении нескольких лет были составлены проекты восстановления всех строений и парка усадьбы. Основой для них стали документы семейного архива Римских-Корсаковых, включающего более сотни фотографий Любенска 1907-1913 годов, а также рисунки, сделанные по памяти членами этой семьи, хорошо помнившими Любенск даже с мелкими деталями внешнего облика домов, их интерьеров и композиции парка.

Открытие Музея-заповедника намечалось к 150-летию со дня рождения Н. А Римского-Корсакова, т.е. в марте 1994 года.

Основанный в апреле 1967 года, Музей Н. А Римского-Корсакова «Любенск-Вечаша» был открыт лишь спустя почти 30 лет. Он явился третьим, завершающим создание комплекса музеев, посвященных жизни и деятельности Николая Андреевича: Дом-музей в Тихвине - рождение и детские годы; Музей-квартира в Петербурге - основной период жизни и деятельности; Музей «Любенск-Вечаша» - последний период жизни и творчества великого музыканта.

Наследие Николая Андреевича велико: 15 опер, 12 произведений для симфонического оркестра, 80 романсов, 6 концертов для инструментов с оркестром, несколько камерных инструментальных ансамблей, сочинения для хора, в том числе и духовная музыка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О проекте

История

Праздники

Фотогалерея

Это интересно

Об авторах